#

Обзор: Конспекты занятий, методические разработки: «Борьба природы с огнём», "Сказка дедушки Шапкая".

 

                                           

Кузбасский региональный Конкурс для детей и педагогов

 «Безопасное детство – 2016» в рамках проекта «ОБЖ детям»

по теме «Огонь – друг, огонь – враг!»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по музыке

на тему:  «Борьба природы с огнём»

для детей старшего дошкольного возраста.

Разработка педагогов

МБДОУ – д/с № 7 «Солнышко» г.Топки,

Топкинского муниципального района:

 старшего воспитателя Шумаевой Ирины Валерьевны,

 музыкального руководителя Эйснер Ольги Юрьевны.

июнь, 2016 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке

на тему:  «Борьба природы с огнём».

(для детей старшего дошкольного возраста).

Тип НОД: формирование новых знаний.

Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Безопасность».

Виды деятельности: игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная,

познавательная.

Цель: Создание реалистично - игровой ситуации для формирования у дошкольников представлений о разрушительной силе огня в природе и её борьбе за выживание в беде, допущенной человеком.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.      Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о стихиях природы, её борьбе за выживание;

2.      Продолжать знакомить детей с разрушительной силой огня в лесу;

3.      Закреплять знания о правилах поведения в гостях у природы;

4.      Учить детей воспринимать музыкальные образы, передавать их в движениях, в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности, координировать слово с движениями;

Развивающие задачи:

1.      Развивать у детей память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

2.      Развивать музыкальное творчество, импровизационную выразитель-ность в восприятии музыки и  её осознания, стимулировать детскую инициативу;

3.      Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.

Воспитательные задачи:

1.      Развивать  умение понимать природу, желание защищать её;

2.      Воспитывать любовь к родному краю, к лесам Кузбасса – тайге;

3.      Формировать у детей навыки безопасного поведения на природе в летний период;

4. Формировать у детей навыки взаимодействия друг с другом.

Ожидаемый результат:

-дети понимают, что жизнь леса во многом зависит от окружающей среды, человека и огонь может нанести непоправимый урон природе;

-интересуются факторами природы, любят читать книги о явлениях природы;

-проявляют элементарную заботу о растениях, принимают участие в экологических акциях;

- дошкольники воспринимают музыкальные образы, передают их в движениях, в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности;

-предупреждают взрослых об опасностях разведённых костров в лесу, знают

3элементарные правила пожарной безопасности.

Формы организации непосредственной образовательной деятельности: игровая мотивация, прослушивание музыкальных произведений, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, словесная зарисовка сюжета по прослушанному произведению, выражение переживаний и борьбы в танце, самоанализ воспитанников.

Предварительная работа с детьми:

         Беседы с детьми о пожарах в лесах Кузбасса и правилах поведения человека в лесу в летний период;

         Прослушивание музыкальных произведений о явлениях природы;

         Цикл познавательных занятий «Деревья наши друзья»;

         Экологическая акция «Берегите лес»;

Оборудование: музыкальный центр, фонограммы отрывков музыкальных произведений; колечки с лентами красного, голубого, зелёного цвета, макеты бабочек, цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности по музыке:

I.                   Вводная часть
Дети входят в зал под спокойную музыку («Во поле береза стояла»), проходят по кругу, садятся на стулья.

II.                Основная часть

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в летний лес, и  узнаем, как нужно вести себя в лесу так, чтобы эта прогулка не только людям понравилась, но и  не нанесла вред природе.

Звучит фонограмма – Наигрыш «На полянке», дети в свободной форме вслушиваются в наигрыш.

Музыкальный руководитель:  Прекрасное летнее утро в лесу, щебечут птицы, ласково светит солнышко, порхают беззаботные бабочки. Вот шумно пролетел сердитый шмель, зашуршала в траве мышка. На тропинке послышались шаги человека. Человек пришёл в лес полюбоваться на весеннее ликование природы, послушать плеск воды в ручье, вдохнуть свежего, чистого воздуха.

Звучит фонограмма «Звук огня».

Он расположился под деревом,  разжег маленький костерок, который тихо и мирно затрещал по веточкам. Чуть отдохнув, человек  отправился домой.

Звучит фонограмма  - отрывок из оперы Вагнера «Волшебный стрелок».          

А огонь стал набирать силу. И вот уже огромные языки пламени лижут ствол дерева.

Звучит фонограмма «Шум дождя».

И тут на защиту леса встала сама природа:  с неба полился дождь, оттесняя огонь от деревьев.

Звучит музыка Клаудерманн – «Музыка дождя»

Струи дождя наступали  и сбивали  остающиеся язычки пламени, пока огонь не угас совсем.  

Звучит инструментальная музыка «Во поле береза стояла»

            И опять засияло солнышко, муравьи и мелкие зверьки вернулись, чтобы починить свои поврежденные норки, а листья на деревьях зашумели с новой силой.

Вот так, ребята, закончилась наша с вами лесная история, а теперь я хочу поговорить с вами о музыке, которую вы услышали сегодня.  

 Беседа по прослушанным произведениям:

- О чём мне сегодня хотелось рассказать вам  этой разнообразной музыкой? (Варианты предполагаемых ответов: о лесной прогулке и неосторожном поведении человека с огнём в лесу; о том, как природа смогла победить огонь сильным ливнем; о том, что нужно быть осторожным в лесу и не разводить там костры);

-Когда музыка меняла свой характер, с чем это было связано? (Варианты предполагаемых ответов: когда начался пожар в лесу; когда пошёл сильный дождь; когда пожар потух и снова стало хорошо деревьям);

-Что вы переживали, чувствовали, когда музыка становилась тревожной, резкой? (Варианты предполагаемых ответов: было страшно, что огонь погубит все деревья, цветы, животных, человека;  хотелось, чтоб дождь затушил огонь; боялись, что лес погибнет; радость, когда тревожная музыка затихала);

Музыка была очень разной по характеру, именно это и давало вам возможность представить все подробности этой истории. Например, действия огня сопровождались музыкой «нападения» - быстрый темп, резкие скачки мелодии, громкая, тревожная музыка.  Какими движениями вы стали бы изображать эту часть повествования?

Музыка дождя наоборот, успокаивает, убирает напряженность огня,  приводит к успокоению, свойственному природе. Какие движения вы бы взяли для сопровождения такой музыки?   

И, наконец, знакомая всем песня «Во поле берёза стояла» здесь прозвучала не в голосовом исполнении, а в инструментальном. Вы, конечно, её узнали, и сразу представился зелёный луг, светлая берёзка, цветы.

Вот так средствами музыкальной выразительности авторы  – композиторы талантливо создают яркие и понятные нам с вами образы. Так мы с вами можем понять, как хорошо всем, если вокруг всё спокойно и мирно, бабочки летают, птицы поют, и как плохо, если лесу угрожает опасность, которую часто вызывает сам человек не острожным обращением с огнём!

Я предлагаю сейчас вам самим изобразить в движениях все, что вы услышите из моих слов и музыкальных образов

Дети делятся на три группы, каждой из которых раздаются ленточки зелёного, красного, голубого  цветов. При этом даются пояснения, что зелёный цвет обозначает деревья, красный – огонь, и голубой – воду.

Под звуки музыки ( прослушанные фонограммы) дети с зелеными ленточками и бабочками изображают картину природы.

Дети с красными ленточками изображают огненную стихию.

Дети изображают потоки воды, оттесняющие пламя от деревьев, затем они «тушат» огонь.  

III.             Заключительная часть

-У вас получилась замечательная музыкальная постановка «Борьба природы с огнём». Замечательно вы изобразили летний лес.

- Часто в таком красивом лесу случается самая настоящая беда – это пожар.

От маленькой искры, хвоя от деревьев вспыхивает моментально. В

результате гибнут огромные пространства леса и животные.

-Ребята, а как вы думаете,  так почему же в лесу случаются пожары? (Рассуждения детей).

 -Как нужно вести себя в лесу человеку, чтоб не допустить пожара? (Ответы детей).

(Предполагаемые ответы детей по беседе «Пожарная безопасность в лесу»:

Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

Место разведения костра необходимо залить водой и засыпать землёй;

Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

Покинув лес, обязательно сообщи о пожаре взрослым.)

Рефлексия

-Что особо вам сегодня понравилось на прогулке в летнем лес?

-Что удивило?

-Чему научились?

-О чём бы хотелось рассказать друзьям, близким? О чём предупредить?

(Ответы детей).

Вывод.  Помните! Лес это очень необычное и таинственное место - дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам, не вредить лесу. Наоборот защищать его и беречь от огня.

Список используемой литературы:

1.      Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.  М.: Просвещение, 2002.

2.      Людмила Максимчук «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности?», издательство: Центр Педагогического Образования,  2008.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство - ПРЕСС», 2008.

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по экологии

на тему:  «Сказка дедушки Шапкая»

для детей подготовительной к школе группы.

Разработка:

старшего воспитателя

МБДОУ – д/с № 7 «Солнышко» г.Топки

Шумаевой Ирины Валерьевны

Топки, 2016 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии

на тему:  «Сказка дедушки Шапкая».

Тип НОД: сообщение новых знаний.

Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной  литературы», «Социализация», «Безопасность».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская.

Цель: формирование  у детей познавательного интереса к жизни таёжного леса Кузбасса, понимания необходимости сохранения его целостности.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе тайги;
  2. Учить распознавать особенности хвойных деревьев на примере ели (по хвое, коре, шишкам и т.д.), их возраст;
  3. Продолжать знакомить детей с культурой и произведениями коренного народа Кемеровской области;
  4. Закреплять знания об этажах природы и их представителях обитания.


Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  2. Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Воспитательные задачи:

  1. Развивать  умение понимать природу, желание защищать её;
  2. Воспитывать любовь к родному краю, к лесам Кузбасса – тайге.

Ожидаемый результат:

-дети понимают, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: растений и животных;

-интересуются факторами природы, любят читать книги о флоре и фауне;

-проявляют элементарную заботу о растениях и животных, принимают

участие в экологических акциях;

-предупреждают взрослых об опасностях разведённых костров в лесу.

Словарная работа: расширение словарного запаса воспитанников словами: тайга, лапа ели, шорцы, ака – бабушка (шорский язык), богиня ветров Сары – Кыз,  хвоя, хвойные деревья, мутовка, этажи природы.

Формы организации непосредственной образовательной деятельности: игровая мотивация, виртуальная экскурсия со сказочным персонажем, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказывание сказки, физкультминутка, показ слайдов, задание – игра с приёмами моделирования, самоанализ воспитанников.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы с детьми об истории Кузбасса, его коренных жителях.
  • Беседы на тему «Обитатели хвойного леса», «Этажи природы».
  • Цикл познавательных занятий «Деревья наши друзья».
  • Экологическая акция «Берегите лес».
  • Изготовление макета «Горная Шория».
  • Привлечение родителей к сбору материалов об истории Кузбасса.
  • Знакомство с фольклором шорского народа.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды с изображениями хвойных деревьев и зверей тайги, искусственная ёлка, мультисказочный персонаж - Зелезнайка, дидактическая игра «Этажи природы» с элементами моделирования, маски лесных обитателей.

Структура НОД:

I. Вводная часть – 5 минут.
а) виртуальная экскурсия по природным зонам;

б) загадки о хвойных деревьях.
II. Основная часть – 20 минут.
1.  Сообщение новых знаний:

     а) рассматривание строения ели;

     б) дидактическая игра «Угроза для деревьев»;

     в) краеведческая сказка «У большой ели», автор Софрон Тотыш.
 2.  Физминутка «Есть в лесу».
 3. Беседа по содержанию сказки:
     а) практическое задание «Сколько лет ели?»;
     б) дидактическая игра «Этажи природы», работа подгруппами; 

  в) показ слайдов обитателей тайги, рассказы детей от лица обитателей

        леса.
III. Заключительная часть - 5 минут.
     а) беседа о лесных пожарах ;
     б) рефлексия;
     в) обобщение воспитателя.


Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Вводная часть
а) виртуальная экскурсия по природным зонам

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в гостях Зелезнайка, сказочная девочка, которая любит изучать растительный мир! (Слайд № 6 а ) Давайте поприветствуем её (дети в произвольной форме приветствуют персонаж: машут рукой, приветствуют словами и т.п.).

Воспитатель: Она принёсла нам книгу «Сказки Шапкая». (Слайд № 6 б )

Шапкай – это дедушка, который  жил в одной интересной местности. Отправимся вместе с Зелезнайкой туда и узнаем, что это за местность! Пойдём? Вперёд! (Отклик детей).

Дети совершают виртуальную экскурсию (слайды № 8-12)   с видами меняющихся природных зон: цветущий сад, берёзовая роща,  луг, болото, тайга)

Воспитатель: Смотрите, Зелезнайка остановилась! Значить мы уже пришли!  Так где жил дедушка Шапкай? (Ответы детей). Правильно, в тайге. Он любил рассказывать сказки о жителях тайги, Зелезнайка  потому и подружилась с дедушкой, ведь она всё хочет знать о растительном мире. А его сказки – это сказки первых жителей Кузбасса – шорского народа  (Слайд № 13), который жил на берегах рек, в тайге, поэтому этот народ так хорошо знал природу.

б) загадки о хвойных деревьях
Воспитатель: Тайга - это царство хвойных пород.  А какие хвойные деревья вы знаете?  (Ответы детей). Ребята,  Зелезнайка предлагает вам загадки. Давайте отгадаем их. (Дети отгадывают загадки о хвойных деревьях: о сосне, лиственнице, кедре, ели. После каждого ответа появляется фотография - отгадка ) (Слайды № 15-18)

Загадки о хвойных деревьях.


С елью стройной мы родня – 
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня                                                                                                                                  
И названье, и иголки.
(Сосна)      

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)

Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский – ...
(Кедр) 

Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
(Ель) 


II. Основная часть.
1.  Сообщение новых знаний:

     а) рассматривание строения ели

    

Воспитатель: Самое распространенное дерево в тайге – это ель. Именно эти деревья лучше переносят суровую длинную зиму, прохладное лето.

Посмотрите на красавицу ель. (Слайд № 18).

  • Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая.
  • Крона похожа на конус.
    Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками  (Слайд № 19).
  • На ели висят узкие длинные шишки. У ели вместо листьев иголки - хвоя, они сохраняются на зиму.
  • Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена.
  • У дерева очень приятный еловый запах. Оно приносит пользу: очищает воздух от бактерий. Человеку полезно дышать таким воздухом для здоровья.

б) дидактическая игра «Угроза для деревьев»

Воспитатель: Много больших деревьев в тайге, кажется это такой сильный и могучий лес, но и много опасностей подстерегают деревья. Что же может повлиять на деревья так, что их жизнь сократится? (Ответы детей).

Зелезнайка, в помощь, предлагает вам изображения на экране. (Слайд № 20). Предлагаемые на экране картинки с изображениями: огня, ветра, человека, грозы, дерева с корнями, белки, цветка).

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: А теперь проверим, какой же ответ позвучал верно.  Если ваш ответ Зелезнайкой засчитан, то изображение исчезнет. (Работа с экраном).

Воспитатель: Почему вы не назвали дерево? Что интересного в этой картинке? (Корни).  Могут ли деревья сами бороться за своё выживание? Ответ на этот вопрос Зелезнайка предлагает поискать в сказке дедушки Шапкая. Садитесь поудобней и послушайте сказку «У большой ели».

     в) краеведческая сказка «У большой ели», автор Софрон Тотыш (Слайд № 20 книга).

Рассказ воспитателя.

2.  Физминутка «Есть в лесу».
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, вперёд, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)
Вот так лесные чудеса!

(Хлопаем в ладоши)                              

Повторить 2 раза.

3. Беседа по содержанию сказки:
     а) практическое задание «Сколько лет ели?»

Воспитатель:

  • Почему же дедушка Шапкай так переживал за эти деревья? Что он хотел рассказать нам этой сказкой, как вы думаете? (обмен впечатлениями по услышанному произведению).
  • В своей сказке он показал два возраста деревьев: старую и молодую ель. Как вы думаете, можно ли определить возраст ели по внешнему виду? Как это можно сделать? (рассуждения детей)

Ёлка растет всю жизнь. Каждый год на ней вырастают молодые побеги-мутовки, растущие с одного места в разные стороны (слайд № 21).

По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели. Давайте попробуем определить, сколько лет нашей искусственной ели? (Дети подходят к ели и считают разветвления. Выдвигают свои предположения).

  • Кто заметил, почему ёлочка и старая ель обрадовались, когда «отец упал головой вперёд к вершине горы»?

Воспитатель: Для них было очень важно, чтобы на свободном, ещё не заросшем деревьями месте появилось новое молодое дерево.

А рождается ель так … Весной ель начинает цвести, летом на месте цветка образуется шишка, а осенью в ней созревают семена и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время весной то тут, то там появляется ростки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет сотня лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

  • Что просила Ака передать ёлочку своему отцу? Как в сказке мы узнаём о рождении тайги? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы с вами уже изучали этажи природы.  

        б) дидактическая игра «Этажи природы», работа подгруппами;
Поэтому Зелезнайка просит вас правильно заселить эти этажи с помощью условных обозначений: разноцветных кругов и схемы дома.

На экране (слайд № 23)  можно увидеть какой цвет, какой этаж обозначает. Заселите этажи, используя вместо изображений разноцветные круги. (Дети расходятся за два стола и выполняют задание подгруппами).

Воспитатель: Предлагаю поверить ваши ответы. Сравните свои схемы с той, что на экране и убедитесь в том, что вы всё сделали верно, либо исправьте ошибки.

Правильный ответ (Слайд № 25):

1этаж – фиолетовый круг.

В подвале тайги (почве) прячутся корни зелёных обитателей леса.

2 этаж – оранжевый круг.

Объединяет два нижних этажа – травы, цветы, грибы, мхи.

3 этаж – жёлтый круг.

Это кусты и совсем молоденькие деревца.

4 этаж – зелёный круг.

Кроны деревьев пониже: берёзы, осины, рябины.

5 этаж – синий круг.

Самый высокий этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей.

  в) показ слайдов обитателей тайги, рассказы детей от лица обитателей         леса.
Воспитатель:  Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни тайги. Расскажите, что про обитателей хвойного леса говорит Ака?

А почему они любят  селиться в хвойном лесу? (Слайды № 26)

Сейчас я приглашу к вам лесных зверей и они сами расскажут, почему им нравится жить в хвойном лесу, где много елей. (Дети одевают маски зверей).

Рассказы зверей (дети заранее подготовлены):

-Я, заяц, я люблю питаться корой еловых деревьев, а под еловыми лапами прятаться от хищных зверей.

-Я , белка, часто скачу по веткам ели. Ем семена и молодые еловые веточки. На ели у меня дупло, еловые ветки защищают мой дом от ветра в зимнюю непогоду.

-Я, медведь. Моя берлога, где я сплю зимой, находится под еловыми корнями.  

-Я, клёст-еловик, единственная из всех птиц, которая выводит птенцов зимой, в самые сильные морозы. Мой дом у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Мой корм - семена еловых шишек.

III. Заключительная часть - 5 минут.
     а) беседа о лесных пожарах ;
Воспитатель: В каком поведении охотника мы видим заботу о лесе?

(Предполагаемые ответы:  думает о деревьях, устраняет опасности, пытается понять природу, любуется ей и т.д.). Почему он осторожен с огнём?

Воспитатель:  Часто в таком красивом лесу случается самая настоящая беда – это пожар. (Слайд № 28). От маленькой искры, хвоя от деревьев вспыхивает моментально. В результате гибнут огромные пространства леса и животные.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Испуганная стая белок рыжих,

Металась со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры в них летели

Над серыми сугробами золы.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, почему в лесу случаются пожары? (Рассуждения детей). Как нужно вести себя в лесу человеку, чтоб не допустить пожара? (Ответы детей).

     б) рефлексия
Воспитатель:  Что удивительного вы узнали сегодня в путешествии с Зелезнайкой?  

Что особо понравилось? Что удивило?

А о чём бы хотелось рассказать друзьям, близким? О чём предупредить?

(Ответы детей).

Воспитатель:  В нашем городе, перед входом в городской музей, растут ели.

Я собрала там настоящие шишки и хочу подарить их вам. Вы уже хорошо знаете, где находится городской музей. Теперь, когда вы будете проходить мимо, полюбуйтесь этими красивыми и сильными деревьями, расскажите о них своим близким.

     в) обобщение воспитателя

Вывод. Воспитатель:  Помните! Лес это очень необычное и таинственное место - дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам. Ведь говорят недаром: «Не мудрено дерево срубить, мудрено вырастить» (Слайд № 29).

Список используемой литературы:

  1. Костюченко М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. Издательство: Учитель, 2014г.
  2. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.  М.: Просвещение, 2002.
  4. Софрон Тотыш «Сказки Шапкая».- Переиздание.- Кемеровское кн. Изд-во, 1985.




Управление образования администрации Топкинского муниципального района